Pоссия Москва 0 Комментариев ,

Тематический маршрут «Сталинские высотки»

Автор: Татьяна Лесникова

Для каждого москвича, как и для любого гостя столицы, непременно существует свой символ главного города страны. Для кого-то это Красная площадь, Москва – река, Большой театр  и даже московское метро (которое, к слову, пользуется огромной популярностью у иностранных туристов).  Для меня же – это семь сталинских высоток, как памятник эпохи, обладающий уникальной архитектурой и неразрывно связанный с именем человека, который единолично руководил страной на протяжении более 20 лет. Есть в них что-то величественное, «холодное» и даже «леденящее» душу, навивает атмосферу фильма «Утомленные солнцем». Поэтому осмотреть и прикоснуться к каждой из них, было делом чести, ну и, не скрою, любопытства.

В интернете можно с легкостью найти большое количество информации о высотках, по большей части это исторические ссылки, имена архитекторов и даже гипотезы об их сверхъестественном предназначении. Но найти оптимальный вариант маршрута по их осмотру нам так и не удалось, поэтому потратив некоторое время на изучение карт, ссылок и справок мы составили собственный маршрут, максимально на наш взгляд удобный. Тем не менее, в силу разбросанности зданий по Москве, на их осмотр стоит запланировать весь день (с учетом остановок на перекусы). Конечно, пришлось немало ходить (так как старались минимизировать возможность использования метро, чтобы не прерывать целостность увиденной картины), но в качестве бонуса можно получить возможность увидеть немало достопримечательностей столицы по пути. Для осмотра лучше выбрать комфортный по погоде день и само собой удобную обувь.

Сталинские высотки – это семь высоких зданий, построенных в 1940-1950 годах.

В 1947 году Москве исполнялось 800 лет, к этому торжественному событию правительством было решено возвести восемь высотных зданий (да-да изначально их было 8). Они должны были олицетворять мощь великой страны и советского народа. По приказу Сталина было издано и подписано Постановление Совета Министров СССР, согласно которому архитектурный облик российских городов, и в частности Москвы, должен был обновиться. Стали разрабатываться многочисленные строительные проекты, создана Всесоюзная Академия архитектуры. В ней собрались разные поколения архитекторов, которые определили дальнейшее развитие архитектуры в Москве. Данный период в архитектуре являлся классическим, продлившимся несколько десятков лет и ассоциирующийся в настоящее время, прежде всего, со Сталиным.

В 1922 году на 1 съезде Советов возникла идея сооружения в Москве Дворца Советов, которая не покидала Сталина до конца его жизни. В 1931 году организовали Всесоюзный конкурс на лучший проект Дворца Советов, в котором приняли участие известные архитекторы и трудящиеся. Всего было представлено 160 работ, тем не менее, проекта, отвечающего всем требованиям, представлено не было, и в 1932—1933 годах проектирование продолжили. Здание должно было стать самым высоким в мире на тот момент — 420 метров. Дворец решено было построить на месте прежнего Храма Христа Спасителя. В 1931 году Храм был взорван, и в 1939 году началось строительство. Во время войны стройку приостановили, а после её окончания возобновить такую гигантскую стройку уже не смогли. Станция московского метро «Дворец Советов» была переименована в «Кропоткинскую», а в котловане был устроен открытый бассейн «Москва». В настоящее же время Храм Христа Спасителя восстановлен на своем историческом месте и потому мало кто помнит об амбициозном проекте постройки «Дворца светов». Хотя опять же информации о нем в интернете немало и при желании можно накопать даже проект внутреннего убранства.

 

Все 8 московских высоток были заложены в день 800-летия Москвы. Началась активная работа по строительству, которой сопутствовала некоторая секретность. Именно поэтому грандиозное строительство не вызвало большой резонанс в обществе и протекало относительно спокойно. К сожалению, одна из сталинских высоток не была закончена из-за финансовых трудностей. Позже на фундаменте восьмой высотки была построена гостиница «Россия», ныне не существующая.

Тем не менее, в 2006 году была возведена высотка, представляющая классический архитектурный сталинский стиль 50-х годов или как его еще называют «Сталинский ампир». По мнению авторов многих статей, она заслуживает право называться восьмой сталинской  высоткой, завершая великую задумку Сталина с опозданием в 50 лет. Но, на мой взгляд, если самостоятельно сшить платье и прикрепить к нему бирку Chanel, никакого отношения к элитной марке оно иметь не будет, а так и останется самодельной подделкой. Поэтому в рассматриваемом маршруте внимание мы ей не уделим, но если все же вас заинтересует ее существование и вы захотите составить собственное мнение о том, имеет ли она право называться восьмой, то вот немного информации:

«Триу́мф-Пала́с» — жилой небоскрёб в Москве, в Чапаевском переулке, 3. Здание высотой 264,5 метра является одним из самых высоких зданий мира в своей категории. Из окон дома открывается панорама на центр города, Ленинградский проспект и парковые зоны. «Триумф-Палас» представляет собой здание неоклассической и постмодернистской архитектуры в сталинском стиле 1950-х годов, состоит из 9 секций разной этажности. Здание облицовано мрамором, травертином и керамогранитом. В здании комплекса 57 этажей. Три последних жилых этажа занимает бутик-отель «Триумф Палас» — самая высокая гостиница в Москве и Европе. Каждый номер бутик-отеля оформлен в стиле одного из городов мира».

Представляем вам краткий план, характеристики и порядок осмотра высоток, выбранный нами:

Сталинские высотки Адрес Период строительства  Архитекторы Высота
1. Дом на Баррикадной Кудринская площадь, д. 1, м. Баррикадная 1948-1954 гг. М.В. Посохин,

А.А. Мндоянц

24 этажа, 156 м
2. МИД на Смоленской площади Смоленская-Сенная пл., д. 32/34, м. Смоленская 1948-1953 гг. В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус 27 этажей, 172 м
3. Гостиница «Украина» — «Radisson Royal Hotel» Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1, м. Киевская 1953-1957 гг. А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский 34 этажа, 206 м
4. Административное строение возле «Красных ворот» Садовая-Спасская улица, д. 21, м. Красные ворота 1947-1952 гг. А. Н. Душкин,

Б.С. Мезенцев

24 этажа, 138 м
5. Гостиница «Ленинградская» Каланчевская улица, д. 21/40, м. Комсомольская 1949-1954 гг. Л.М. Поляков,

А.Б. Борецкий

17 этажей, 136 м
7. Главное здание МГУ им. Ломоносова Воробьевы горы, д. 1, м. Университет 1949-1953 гг. Б.М. Иофан,

Л.В. Руднев и другие

32 этажа, 240 м
7. Жилой дом на Котельнической набережной Котельническая набережная, д. 1/15, м. Таганская 1948-1952 гг.  

Д.Н. Чечулин,

А.К. Ростковский

26 этажей, 176 м

А теперь рассмотрим маршрут более подробно, останавливаясь на краткой характеристике всех высоток, так как, зная историю каждой, осматривать их гораздо интереснее. В своем «путешествии» мы использовали навигатор (собственно делаем это всегда, когда пытаемся найти какую-либо достопримечательность), но в данном случае вполне удобной и полезной будет старая добрая напечатанная на бумаге карта, особенно, если предварительно отметить на ней искомые объекты.

 

1. Первым в нашем плане было здание на Кудринской (Восстания) площади, поэтому и путь начали от станции метро Баррикадная. Высотка находится совсем рядом с ней, поэтому и вопросов в ее поиске не возникло. Вообще, стоит отметить, что архитектурные особенности высоток (особенно высота),  упрощают их поиск)).

 м. Баррикадная 240 м

Высота 156 м.

Построена в 1954 году.

Архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц.

Здание строилось с 1948 по 1954 года и содержит 24 этажа, 18 из которых жилые. Высота сталинки 156 метров вместе со шпилем, на данный момент в ней содержится около 450-ти квартир. Высотное здание было прозвано «Дом авиаторов», из-за предоставления квартир работникам авиационной промышленности. Квартиры так же получили известные актеры и многие известные личности. В наше время, помимо квартир, в сталинской высотке находится кинотеатр, магазины, боулинг клуб и закрытое бомбоубежище. За ходом строительства здания внимательно наблюдало КГБ, контролирующее постройку бомбоубежища и других подземных сооружений московской высотки, выходящих за пределы территории наземного здания.

2. Далее мы вышли на Новинский бульвар и, никуда не сворачивая, дошли до Здание МИД РФ на Смоленской-Сенной площади. Пройти пришлось около 1,4 км. Если нет особого желания преодолевать такое расстояние пешком, можно воспользоваться троллейбусом, который ходит по Новинскому бульвару и доехать от Кудринской до Смоленской площади (займет около 20минут).

м. Смоленская 180 м

Высота 172 м.

Построено в 1953 год.

Архитекторы: В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус.

МИД России находится на Смоленской-Сенной площади в сталинской высотке, строящейся на протяжении 1948-1953 годов. В сталинском здании на 27 этажах находится Министерство иностранных дел, Министерство внешних экономических связей и Министерство торговли РФ. Высота здания 172 метра, общая площадь внутренних помещений 65 000 кв. м. Высотка оборудована 28 лифтами, 18 из которых скоростные. В плане строительства отсутствовал шпиль здания, так как по расчетам специалистов здание могло не выдержать нагрузки. Было принято решение установить декоративный шпиль, сделанный из стальных листов. Стоит отметить, что и процесс строительства высотки был не обычным. Здание начали строить сверху низ, первоначально построив каркас на всю длину. Башенным стилем высотка обязана Сталину, который отверг первоначальные эскизы зданий и настоял на башенном стиле, в последствии ставшим легендарным. На высоте 114 метров на мидовском здании соорудили герб СССР, который находится там и в наше время. Архитекторы отмечают насколько удачным выбрано место для постройки, а так же целостность и величественность композиции МИДа.

 

3. От здания МИД мы направились в сторону Гостиницы Украина по Смоленской улице до Бородинского моста, пройдя по нему, повернули направо на набережную Тараса Шевченко. Через 650 метров высотка открыла свой вид во всей красе, поэтому как преодолеть до нее от набережной последние несколько метров – вопрос решается по ходу действия. Стоит отметить, что дорога от МИДа до гостиницы не вызывает усталости, так как проходит по живописной местности. Для меня набережная в любом городе – это вообще место особое, где время имеет свой собственный ход.

м. Киевская 770 м

Высота 198 м.

Построено в 1957 год.

Архитектор А.Г. Мордвинов

Гостиница «Украина»(Рэдиссон Ройал) расположена на пересечении Кутузовского проспекта и Нового Арбата. Высота здания занимает второе место среди сталинских высоток и составляет 206 м., включая шпиль. Благодаря такой высоте, гостиница состоит из 34-х этажей. Строилась она в 1953-1957 годах и получила своё название в честь родины генсека Хрущева. По замыслу Сталина, она должна была называться Гостиничное здание в Драгомилове. Стоит отметить, что на данный момент гостиница «Украина» является одной из крупнейших в Европе, насчитывает около пятиста номеров, множество ресторанов, баров и 50-ти метровый бассейн. В 2005 году гостиница «Украина» закрылась на реставрацию и была продана ООО «Бисквит», на условиях сохранения первозданного вида фасада здания, 1-го и 2-го этажа, общественных помещений, а также 29-го, 30-го и 31-го этажей. Реконструкция и постоянные задержки с открытием гостиницы продлились до 2010 года. 28 апреля 2010 года легендарная сталинская высотка с обновленным названием гостиница «Radisson Royal Hotel» начала свою работу.

4.  От гостиницы Украина до здания на площади Красных ворот путь прямо скажем не близкий. Но мы преодолели его сначала по Новому Арбату, затем гуляя по центру через Кремль, Лубянку, пройдя мимо Чистых прудов, что позволяет отвлечься от самой дроги и не устать от нее. Вообще этот путь можно заменить поездкой на метро (от ст. Киевская до ст. Красные ворота) либо же немного скорректировав наш маршрут, как это будет предложено в конце статьи.

м. Красные ворота 77 м

Высота 240 м.

Построено в 1953 год.

Архитекторы: А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев.

На площади Красных ворот находится одна из семи сталинских высоток, высотой 138 метров. Дом, совмещающий в себе жилые и административные помещения, строился на протяжении 1949–1953 годов. В сталинской высотке на площади Красных Ворот находятся 24 этажа, а крыша здания увенчана шатром ярусного типа. В корпусе располагались Министерство транспортного машиностроения. Помимо министерства в здании размещаются: Московская Межбанковская Валютная биржа, банк, корпорация Трансстрой, Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей. Примечательно, что здание было построено в самой высокой точке Садового кольца, на улице Садовая-Спасская и не смотря на скромные размеры в сравнении с другими сталинскими высотками, выглядит довольно большой и визуально может сравняться с 36-ти этажным зданием МГУ.

Когда осматривали данную высотку, мы совершили одну ошибку – подошли к ней со стороны внутреннего двора. Поэтому на первый взгляд она показалась самой мрачной на фоне праздничных фасадов остальных высоток. Но обойдя здание, все таки исправили ситуацию и по достоинству смогли оценить все красоту архитектурной композиции.

5. От Садовой-Спасской мы двинулись по улице Каланчевского (500 м. в сторону площади Трех вокзалов) до Гостиница Ленинградская.

Высота 136 м.

Построено в 1954 год.

Архитекторы: Поляков Л.М., Борецкий А.Б.

Из семи сталинских высоток в настоящее время в двух находятся гостиницы. Одна из них расположена на станции метро Комсомольская и называется Гостиница «Ленинградская». Строительство гостиницы длилось на протяжении 1949-1954 годов. Среди всех высоток гостиница отличается самой скромной высотой, которая составляет — 136 метров). Но не смотря, на довольно не большие размеры, по сравнению с другими высотками, здание гостиницы имеет утонченный интерьер, проникнутый древнерусским духом и храмовой архитектурой. Рельеф с изображением Святого Георгия Победоносца, массивные люстры (одна из них освещает 7 этажей) делают гостиницу богатой и красиво оформленной. С 2008 года гостиница имеет название Хилтон Москва Ленинградская, в ней находится 275 номеров, а так же присущее любой современной пятизвездочной гостиницы удобства в виде магазинов, салонов красоты, ресторанов и бассейнов. Стоит отметить, что не смотря на капитальный ремонт во всем здании, сохранился первоначальный образ и интерьер гостиницы, а фасады приобрели дополнительную роскошь. Честно сказать, здание гостиницы немного разочаровало, так как осмотренные ранее шесть высоток превосходят его и по высоте и по своему величию.

Последние две высотки в нашем маршруте (здание МГУ и жилой дом на Котельнической набережной) территориально находятся далековато от остальных, поэтому до каждой из них добирались на метро. После осмотра гостиницы Ленинградская мы прошли до м. Комсомольская (300 м) и далее уже добрались до м. Университетская.

В какой последовательности их осмотреть и как добраться до каждой от станции метро советовать особо не будем, здесь кому как интересно и удобно. Но с учетом того, что МГУ расположено на Воробьевых горах, где находится популярная смотровая площадка, то мы отдали предпочтение отправится вперед именно туда, пока на улице окончательно не стемнело.

6.  Главное здание Московского Государственного Университета

От м. Университет по Ломоносовскому проспекту 650 метров до перекрестка, затем повернуть направо на ул. Лебедева (пройти 350 метров до ул. Академика Хохолова).

Высота 236 м.

Построено в 1953 год.

Архитекоры Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков, В.Н. Насоно.

Главный корпус МГУ (Сталинская высотка) — строился на протяжении четырех лет, с 1949 по 1953 года. Главное здание МГУ — самое высокое из сталинских высоток, достигает 236 метров в высоту и имеет 36 этажей. Для того, чтобы соорудить каркас, потребовалось около 40 тысяч тонн стали, а на строительство стен ушло 175 миллионов кирпичей. Стоит отметить, что звезда на шпиле сталинской высотки весит около 12 тонн. Для такого большого здания потребовалось изготовить 68 лифтов, в том числе, и скоростных кабин. Первоначально планировалось построить здание рядом с нынешней смотровой площадкой на Воробьевых горах. Архитекторы вовремя поняли всю опасность данного места строительства и перенесли его на 800 метров в глубь. Рядом со строительством было организованно временное поселение, в которое входили бывшие заключенные, досрочно освобождавшиеся с завершением строительства. Поселение было названо «Солнцево» и позже стало одним из районов Москвы.

  1. Здание на Котельнической набережной

От м. Таганская выйти на ул. Верхняя Радищевская (гуляя по этой улице погружаешься в атмосферу «старой Москвы», архитектура способствует), пройти в строну набережной около 800 метров, не сворачивая.

Высота 176 м.

Построено в 1952 год.

Архитекторы: Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский.

Одна из сталинских высоток, которая начала строиться в 1938-1940 годах и была завершена после Великой Отечественной войны в 1948-1952 годах. Здание насчитывает 32 этажа и имеет высоту 176 метров. Высотное здание является жилым, на данный момент в нем расположено более пятисот квартир, магазины, музей, почта и кинотеатр. По замыслу правительства, высотка должна была стать не только жилым комплексом, но и стратегическим объектом. Был разработан план по строительству тоннеля от московской высотки к Кремлю, но он так и не был реализован. Тем не менее, процесс строительства высотки на Котельнической набережной был отчасти засекречен. В этой связи, для строительства были привлечены заключенные, которые отстраивали здание под присмотром бригадиров и оставляли плохо заметные надписи на стеклах и стенах — «строили зеки».

Домой мы вернулись уже поздно вечером уставшие, но с чувством выполненного долга. Лично я сразу полезла в интренет за поиском дополнительной информации, дабы ликвидировать пробелы в знаниях. На первый взгляд (особенно до личного осмотра) все высотки кажутся похожими друг на друга, даже одинаковыми. Но при более детальном рассмотрении мы убедились, что каждая из них уникальна, имеет свои архитектурные особенности и «изюминки».

Надеемся, что составленный нами план поиска и осмотра окажется полезным и вы так же как и мы  заинтересуетесь поиском этих самых отличий, прикоснетесь к архитектурным памятникам,  олицетворяющим собой целый пласт великой эпохи в истории страны, останетесь довольны собой и проделанным маршрутом.

 

Признаюсь, проанализировав проделанный путь еще раз, пришла к выводу, что все таки для построения более оптимального по удобству и времени маршруту стоило выбрать схему:

МИД РФ — Гостиницы Украина — здание на Кудринской (Восстания) площади — Здание на площади Красных ворот- Гостиница Ленинградская — МГУ- Здание на Котельнической набережной,

а не как в нашем случае:

здание на Кудринской (Восстания) площади — МИД РФ- Гостиницы Украина — Здание на площади Красных ворот- Гостиница Ленинградская -МГУ- Здание на Котельнической набережной.

Но по сути это не настолько принципиально меняет ситуацию. Поэтому предложенный в статье маршрут вполне целесообразен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *