Автор: Татьяна Лесникова

Каждый раз, проходя по Воздвиженке, невольно обращала внимание на белоснежный экзотический особняк, располагающийся по четной стороне.   И каждый раз задавалась вопросами: что это, чье и для чего.  В общем, накопилось их в голове немало, и вот, наконец, руки дошли до поиска  интересующей информации. К счастью под рукой есть всезнающий друг интернет.

 

Теперь не только заполнила для себя на все пробелы относительно этой истории, но и с чистой совестью могу рассказать друзьям, приезжающим в Москву: что это за здание? и т.д.

Конечно, статья получилась скорее историческим очерком на основании данных и фактах, собранных во всемирной паутине, но зато она позволяет узнать многие подробности об особняке и его владельце.

Что это за здание и кто такой А.А. Морозов?

Особняк Арсения Морозова — старинный особняк в центре Москвы, на улице Воздвиженка дом 16 был построен в 1895—1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова. Арсений Абрамович (1873—1908) принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых, хотя по слухам не питал особого интереса к семейному бизнесу, не разделял интереса братьев к искусству, не был ни отмечен на службе, ни замечен в благотворительности. Единственной страстью Морозова были путешествия. Он был склонен покутить, любил роскошь и жизнь на широкую ногу, отличался взрывным нравом. Хотя в одном из источников я нашла информацию, что он учредил попечительство над слепыми детьми и нуждающимися учениками, а так же носил гордое звание Потомственный почетный гражданин.

Что было раньше на этом месте до постройки известного особняка?

До постройки здания, сохранившегося до наших дней,  на этом месте стоял огромный конный цирк, который частично сгорел в 1892 году (по одной из версий это был поджог). Средств на восстановление здания не было и участок вместе с сохранившимися постройками был продан Варваре Алексеевне Морозовой, имение которой находилось в соседнем доме. Приобретенный участок она  вскоре переписала и передала в полное распоряжение своему младшему из трех сыновей Арсению, приурочив это к достижению им 25-летнего возраста.

«С 17 до конца 19 века участок представлял собой одно владение. В середине 17 в. на тих местах был двор «дядьки» — воспитателя, а затем и одного из приближенных царя Алексея Михайловича — боярина Бориса Ивановича Морозова. С 18 в. и вплоть до 1935 г. улица называлась Воздвиженкой (по Крестовоздвиженскому монастырю).  В первой половине 18 в. двор Б.И. Морозова перешел во владение обер-егермейстера Петра I С.К. Нарышкина. В середине двора стояли каменные обветшавшие палаты. Со второй половины века эти палаты становятся собственностью князей Долгоруковых.
Во время пожара 1812 г. каменные и деревянные строения так пострадали, что земля стала числиться «пустопорожней». В 1869 г. участок, где впоследствии находился дом № 16, купил у обедневших князей Долгоруковых антрепренер Карл-Мариус Гинне. В 1870 г. на этом месте уже возвышалось здание конного цирка. Вплотную к тротуару примыкал пышный лепной фасад с надписью по фронтону «Circus Hinne». Вестибюль переходил в круглый манеж с большим куполом, позади манежа стояли конюшни. В цирке обычно выступали итальянские гастролеры. Здесь же дебютировали и первые русские цирковые артисты-профессионалы. В книге «Моя жизнь в искусстве» К.С. Станиславский подробно описывает представления цирка Гинне, которые на него, подростка, произвели сильное впечатление. В этом цирке с 1890 г. устраивались также общедоступные симфонические концерты и спектакли — феерии театра «Скоморох». Однако в 1892 г. цирк сгорел из-за «неосторожного обращения с газовым свещением».

Как на этом месте появился особняк А.А. Морозова?

Началось все с того, что три брата из богатого купеческого рода Морозовых поспорили, как надежнее увековечить свое имя в истории? Какие произведения искусства нужно для этого коллекционировать? А дальше как в старинной русской сказке: старший брат сказал одну умную и практичную вещь, средний другую, а младший брат Арсений решил, что для осуществления этой цели необходимо построить необычный дом, который будет стоять веками.

Позже во время поездки в Португалию он увидел средневековый замок Пена в Синтре, который произвел на него неизгладимое впечатление.

По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена. У молодого человека как раз был подходящий участок для строительства, тот самый, подаренный матушкой на 25-летие, где вместо небольшого классицистического особняка начала XIX века вскоре вырос необычный дом.

Дизайн и стилистика здания

Само здание сочетает в себе элементы модерна и эклектики, что уникально и крайне экзотично для московской архитектуры того времени:

«Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него. Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях (декоративное решение, напоминающее стены «дома с ракушками» в Саламанке), ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна. Снаружи над особняком был разбит маленький висячий сад.» 

Общей идеи дизайна внутренней отделки дома не было. Все комнаты относились к разным стилям и направлениям:

столовая была им названа «рыцарским залом», является  примером псевдоготики,

гостиная, в которой проходили балы, – образец стиля ампир,

будуар жены Морозова декорирован  в стилистике барокко,

некоторые комнаты имели китайский или арабский интерьеры.

Ходили слухи, что по дому бродила ручная рысь, а в укромных уголках «жили» чучела, кабанов, лисиц и волков и повсюду — медвежьи шкуры: хозяин-охотник убил за свою жизнь 82 огромных зверя.

Отношение столичных жителей к «нетипичной постройке»

Особняк стал объектом насмешек и издёвок со стороны москвичей всех мастей еще на стадии строительства. Про него ходило множество слухов, сплетен, даже появлялись критические статьи в газетах.

Не обошел стороной всеобщий скептицизм и Л.Н. Толстого. В своем романе «Воскресение» он пишет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку». Но больше всего мне запомнилась легенда о том, что мать Арсения, женщина вспыльчивая и острая на язык, посетив только что построенный дом сына, тут же высказалась на эту тему:

«Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!».

Хотя думаю, как человек, активно занимающийся благотворительностью и меценатством, она должна была обладить большим сердцем, терпением и сочувствием. Но видимо выходка сына не нашла своего отражения в ее добрых чувствах.

В итоге по окончании строительства современники единогласно окрестили особняк «домом дурака». Но для хозяина дом был мечтой, его домом, построенным его архитектором в соответствии с его представлениями о красоте.

Лично мне особняк больше напоминает «Ласточкино гнездо» в Крыму, чем замок Пена в Синтре.  Между прочим «Ласточкино гнездо» не находило столько отрицательных отзывов. Может потому, что на юге люди всегда проще ко всему относились. А может и потому, что схожесть нахожу только я)). Или же архитектура особняка Морозова для меня больше схожа с домом — музеем Сальвадора Дали в Фигерасе (Испания) — вызывающий дизайн, отделка внешних стен выпечкой (музей Дали) и ракушками (особняк Морозова) — оба здания значительно отличаются от своих соседей. хотя по сравнению с экстравагантным, как и сам хозяин, домом Дали, московский особняк в наше время выглядит вполне обычно, если это слово применимо по отношению к истории.

Смерть хозяина и передача особняка в наследство

Арсению Морозову, прослывшему мотом и кутилой (сейчас бы наверное его называли «мажор» или «представитель золотой молодежи» J), недолго было суждено жить в роскоши экзотического дома. В 1908 году, находясь в Твери по делам Тверской мануфактуры, стремясь доказать в споре, что человек способен стерпеть любую боль, он прострелил себе ногу, началось заражение крови. Медицина в те времена еще не достигла больших высот, поэтому через три дня в возрасте 35 лет он скончался.

«Зашел разговор о силе воли. Хозяин, весьма уже нетрезвый, доказывал, что силой воли можно преодолеть любую боль. Гости не соглашались. В ходе разговора он незаметно удалился. Вскоре из кабинета раздался выстрел. Возвратившийся Морозов сказал, что нечаянно разрядил охотничье ружье. Заметно было, что он сильно побледнел. Видя недомогание хозяина, гости стали постепенно расходиться. По уходе гостей Морозов упал в обморок. Оказалось, что он прострелил себе ногу: рана была пустячной, но кровь накопилась в сапоге и произошло заражение, от которого Морозов через несколько часов скончался.
Официальная версия гласила, что он умер от «гангрены ноги, развившейся на почве рожистого воспаления»

.Дом на Воздвиженке (ровно как и все состояние миллионера) согласно завещанию должна была унаследовать любовница Морозова — Нина Александровна Коншина. Законная супруга Морозова, Вера Сергеевна, которую он бросил в 1902 году без формального развода (причем по причине влюбленности Веры Сергеевны в начальника сыскного отделения и последующего ухода от мужа, только суд заставил миллионера оказывать помощь 4-летней дочери), пыталась это оспорить, ссылаясь на психическое нездоровье своего мужа и, как следствие, его недееспособность в принятии подобных решений. Суд ее доводы не убедили, и Н. А. Коншина стала официальной владелицей особняка, правда тут же его продала (хотя по другим источникам она прожила там вплоть до 1917 года, но такая информация мне встретилась только один раз).

Что было во время революции?

После революции 17-го года здание усадьбы успело побыть штаб-квартирой анархистов, посольством Японии, позже Индии, редакцией английской газеты, театром, некоторое время в нем жили Есенин и Клычков, на диспутах выступал Маяковский, ставил несколько спектаклей Эзейнштейн.

В 1959 году здание отошло «Союзу советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами» (ССОД), получило название Дом дружбы с народами зарубежных стран и, в общих словах, выполнял ту же самую функцию, что и выполняет в наши дни.

Что находится сейчас?

Сейчас особняк  Морозова – это Дом приёмов Правительства Российской Федерации, он используется для проведения официальных правительственных встреч, в том числе международных. Находясь на Воздвиженке, он неизбежно привлекает к себе всеобщие взгляды. Получается, что в конечном итоге Арсений выиграл спор у братьев, увековечив свое имя за счет «необычного дома».

Конечно, очень жаль, что в данное время отсутствует возможность свободного доступа внутрь особняка. Хотелось бы самостоятельно оценить всю экстравагантность и вычурность интерьеров, все таки он является историческим  достоянием страны.

Советую обязательно обратить на него внимание, хотя пропустить его тоже сложно, он привлекает к себе внимание не только необычной архитектурой, но и тем, что находится на самом видном месте популярного туристического маршрута Красная площадь – Старый Арбат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *