Позиция белорусских правозащитных организаций по конституционной реформе


В связи с заявлением властей о проведении конституционной реформы белорусские правозащитные организации считают необходимым отметить следующее. Мы считаем, что организованный властями процесс обсуждения изменений в Конституцию является попыткой замолчать грубейшие нарушения прав человека, включая пытки в отношении тысяч задержанных.

В условиях катастрофического положения с правами человека, сложившегося в настоящее время в Беларуси, полной девальвации принципа верховенства права, в атмосфере страха и запугивания, а также учитывая то, что ряд участников потенциального процесса диалога, пользующихся поддержкой значительной части белорусского общества, находятся в заключении, некоторые – де-факто в изгнании из страны, невозможно проводить действительно инклюзивный и эффективный процесс обсуждения изменений в Конституцию.

Хотим напомнить, что в настоящее время в стране более 100 политических заключенных, преследованию подвергаются журналисты, адвокаты и правозащитники. С 9 августа почти 15.000 человек были задержаны за мирное осуществление своего права на собрания, тысячи людей подверглись пыткам, насилию и жестокому обращению. Серьезному давлению подвергаются СМИ, журналисты и блогеры. Право на свободное выражение своего мнения подвергается беспрецедентным ограничениям. Люди, не согласные с происходящим и открыто выражающие свое мнение, включая медиков, спортсменов и трудящихся, подвергаются гонениям и репрессиям. По фактам массовых пыток, насилия и жестокого обращения с задержанными до настоящего времени при наличии множества фото- и видеодоказательств не возбуждено ни одного уголовного дела. Власти не только лишили людей правовых механизмов защиты от произвола сотрудников силовых органов, но и публично выразили одобрение их действиям, что уничтожило доверие людей к власти и государственным институтам.

Мы считаем важным процесс реформирования Конституции, в том числе для обеспечения реального разделения властей, для создания дополнительных мер по защите прав человека, однако эффективный диалог по обсуждению предложений по изменению Конституции возможен только в случае де-эскалации ситуации в стране: отказа от репрессий и преследования инакомыслящих, прекращения задержаний мирных демонстрантов,  освобождения политических заключенных, начала процедур привлечения к
уголовной ответственности всех лиц, причастных к пыткам.

При этом процесс обсуждения и учета мнений по вопросам изменений в Конституцию должен основываться на открытых и четких правилах, с определением конкретных сроков; участие в конституционной реформе для различных групп должно быть ясным и инклюзивным; комиссия по обсуждению предложений по изменению Конституции должна быть сформирована прозрачно и включать в себе представителей всего спектра некоммерческих организаций и инициатив.

В случае назначения референдума по изменению Конституции, проведение референдума должно быть организовано новым составом Центральной избирательной комиссии, поскольку прошлый состав полностью дискредитировал себя в глазах общественности, а также на местные избирательные комиссии, образованные на плюралистических началах.

Проведению референдума должна предшествовать реформа избирательного законодательства, направленная на максимальную имплементацию рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ по демократизации избирательного процесса. Без внесения таких изменений в Избирательный кодекс не будет обеспечено доверие к результатам референдума со стороны граждан и, соответственно, его легитимность в глазах белорусского общества.

Одновременно хотим отметить, что белорусскими правозащитными организациями за последнее время наработан и передан в различные государственные органы массив предложений и рекомендаций по совершенствованию правовой системы, по укреплению независимости судей и адвокатов, улучшению положения организаций гражданского общества, СМИ и журналистов, по реформированию избирательного законодательства для обеспечения свободных и справедливых выборов, улучшению условий содержания задержанных и заключенных, реализации права на мирные собрания, свободу слова и свободу вероисповедания. Данные предложения основаны на национальном опыте и учитывают передовые практики и международные стандарты в сфере прав человека. С сожалением приходится констатировать, что практически ни одно предложение не было реализовано, что привело к тяжелейшему кризису прав человека, девальвации верховенства права и утрате доверия к государственным институтам.

В этой связи в очередной раз призываем власти в лице соответствующих государственных органов:
– немедленно прекратить все формы репрессий в отношении инакомыслящих, а также освободить всех политических заключенных;
– расследовать все случаи пыток, насилия и жестокого обращения и наказать виновных;
– прекратить наступление на свободу слова, свободу мирных собраний и отказаться от преследования журналистов, адвокатов,
правозащитников, активистов гражданского общества.

РПОО «Белорусский Хельсинкский Комитет»
Ассамблея неправительственных демократических организаций Беларуси
Правозащитный центр «Весна»
Белорусский ПЕН-центр
Простое товарищество «Инициатива FORB»
РОО «Правовая инициатива»
Центр правовой трансформации (Lawtrend)
ОО «Белорусская ассоциация журналистов»
Белорусский дом прав человека имени Бориса Звозскова
Консультационный центр по актуальным международным практикам и их
имплементации в праве «Хьюман Константа»
Белорусский документационный центр
Просветительское правозащитное учреждение «Офис по правам людей с инвалидностью»